Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Учебно-дисциплинарная и личностно ориентированная модели обучения - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович Личностно ориентированная технология

И модели обучения различаются по подходам к организации учебного процесса и стилям педагогического управления.

Учебно-дисциплинарная модель обучения

Для учебно-дисциплинарной модели характерны знаниевый подход и авторитарный стиль педагогического управления. Суть знаниевого подхода к обучению состоит в том, что главной ценностью учебного процесса являются знания, а содержанием обучения - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков (ЗУН). Поэтому при такой модели успешность ученика определяется объёмом усвоенных знаний, его умения и навыки отражают опыт применения знаний, все ученики подгоняются под стандартную систему подлежащих усвоению ЗУНов.

Индивидуальные особенности учитываются в той мере, в какой они способствуют либо препятствуют усвоению материала. Так, учебные задания могут дифференцироваться в зависимости от способностей ученика, учитель может индивидуально работать с отстающими над устранением пробелов в их знаниях, давать сильным ученикам задания повышенной сложности и т.д.

Дисциплинарная в названии данной модели можно трактовать в двух значениях.

Во-первых, активность учащихся поддерживается в рамках жёстко установленной дисциплины, учебные действия выполняются, потому что «так надо», «таков порядок». Необходимым условием такой дисциплины является авторитарный стиль педагогического управления, который в учебно-дисциплинарной модели реализуется посредством постоянного контроля педагогом учебной деятельности, четко выстроенной системы учебных заданий, требующих обязательного выполнения. Ученик выступает исполнителем предписаний учителя. Инициатива со стороны учеников нежелательна, т.к. она нарушает установленный порядок, «мешает дисциплине».

Во-вторых, ЗУНы «привязаны» к конкретным учебным дисциплинам. В учебно-дисциплинарной модели не предусматривается развитие междисциплинарных (общеучебных) умений и индивидуальных качеств, выходящих за рамки определённых программой ЗУНов: инициативности, самостоятельности, нестандартного мышления и т.д.


Как правило, в учебно-дисциплинарной модели слабо реализуется принцип связи обучения с жизнью, поскольку в ней несущественно, пригодятся ли ученику в дальнейшем усваиваемые знания.

Такая модель весьма эффективна в рамках знаниевого подхода. Однако сегодня знаниевый подход устарел, ему на смену пришел личностно-деятельностный подход , в котором главной ценностью выступает активная развивающаяся личность, и на первый план выходит способность ученика к правильным действиям в контексте реально существующих условий, а не имеющийся у него объем знаний.

Личностно ориентированная модель обучения

В личностно ориентированной модели обучения реализуется личностно-деятельностный подход. Главной ценностью выступает личность ученика, а доминирующим стилем педагогического управления является демократический стиль . Обучение строится как взаимодействие обучающего и обучаемых, инициатива которых приветствуется и поддерживается. Учитель стимулирует самостоятельность учеников за счёт развития их познавательного интереса, организует разнообразные формы учебной работы, стараясь выявить и максимально развить индивидуальные способности.

При демократическом управлении педагог действует совместно с обучающимися, они участвуют в планировании, организации, анализе и оценивании результата учебной деятельности. Их самостоятельная работа носит не репродуктивный (воспроизводящий) характер, как в первой модели, она становится продуктивной, поскольку обучающиеся сами находят информацию, осмысливают её, создают новый «продукт» (например, при использовании метода проектов).

Личностно ориентированная модель эффективно формирует у обучающихся общеучебные умения, способствует развитию их самостоятельности, инициативности, творчества, становлению активной развивающейся личности.

Тема: «Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО»

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

Система дошкольного образования начала перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности.

Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств.

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:

В наличии различных видов учреждений дошкольного образования;

В признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;

В предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:

Оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

Отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.

2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

Стили личностно - ориентированной модели используемые в работе с дошкольниками?

1.Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный т ип общения - это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

вопрос вас заинтересовал;

вы знаете, где и как искать на него ответ;

вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения - внеситуативно-личностный.

Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

3. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Детство -- это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования -- подготовка ребёнка к школе

Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования -- охрана жизни и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников -- реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача -- содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине

Ребёнок -- главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого "Делай, как я!"

Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития

Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, "внушений"

Воспитывать -- значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия -- сотрудничество

Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию "школьной модели фронтальных занятий". Приоритетные формы работы -- фронтальные. Ориентир на "вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками"

Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы -- индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка

Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых -- наиболее ценный способ развития

Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития -- приобретение им собственного опыта

Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания

Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий

Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам

Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала

Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Доминирующий способ проведения занятий -- прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросно-ответная форма взаимодействия

Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях

Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм)

Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой

Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное -- формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности

Игра в сочетании с необходимыми объяснениями -- прямого воздействия взрослого -- образует специфическую форму обучения детей -- своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения

В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний "среднего" ребёнка

Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей

Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения

Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания

Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями

Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом

Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.


История развития нашей цивилизации показывает, что человек не хочет и не может оставаться безотчетным относительно устройства окружающего его мира и самого себя.

Объем знаний о мироздании, природе, культуре и самом человеке постоянно растет, все больше смещаясь от исследования внешнего мира к внутреннему: механизмам обучения, способам управления собственной деятельностью, особенностям осмысления получаемой информации, установкам, ценностным ориентациям и убеждениям, развитию собственной Я-концепции, внутренним предпосылкам осознания своего смысла жизни. Это становится тенденцией развития научно-технического прогресса и направлением коренной перестройки системы образования как ведущего инструмента сохранения и развития культуры. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самоосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности.

Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным (по своей сущности ценностным и целевым установкам), технологичным (по процессу организации и характеру гарантированности достижения результатов), внутрисубъектным (по способам управления процессом и качеством обучения), равноправно-кооперативным и полидистанционным (по способу взаимодействия и удаленности всех субъектов деятельности), системным (по взаимосвязям внутри отдельных элементов), вариативным (по формам, способам и моделям организационно-педагогической реализации), экологичным (по отношению к субъектам и их окружению), фундаментальным (по сохранению научных традиций и кристаллизации базовых элементов культуры), гибким (по скорости введения новаций и преобразований).

При этом личностная направленность и внутрисубъектность образовательных концепций и технологий остается все еще слабо разработанной в теории и мало реализуемой в практике работы образовательных учреждений.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская, А. А. Плигин).

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования она считает необходимым различать следующие понятия:

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного образования позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно-ориентированным образованием понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора .

В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Специально составленная нами таблица сравнения ЗУНовской модели обучения с личностно-ориентированной достаточно полно отражает различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения:

МОДЕЛЬ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЗУН ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ (субъектно-личностная модель)
1. Цели обучения задаются учителем.

2. Развитие знаний, умений и навыков.

3. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя.

4. Работа строится с группами различной успеваемости; Разделение на "гуманитариев", "естественников", "технорей".

5. Используется дидактический материал, рассчитанный на определенный объем знаний "среднего" ученика.

6. Устанавливается одинаковый для всех учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал.

7. Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определенные группы сложности.

8. Активность класса как группы.

9. Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.

10. Учитель задает темы прохождения учебного материала.

11. Сообщение новых знаний только учителем.

12. Оценка ответа учащегося только учителем.

13. Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %).

14. Определение объема, сложности и формы домашнего задания учителем.

16. Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты.

17. Изучение учащимся заданных образцов искусства и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве.

18. Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, "маршрута" познания и подстройка учащихся под стиль его работы.

1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Развитие личности, познавательных стратегий в процессе познания и компетенций.

3. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

4. Работа строится с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

5. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

6. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для отдельного учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

7. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

8. Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

9. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

10. Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка.

11. Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.

12. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка учителя.

13. Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

14. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания.

15. Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

16. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

18. Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе теоретических положений концепции Л. С. Выготского, базировавшихся на идее развития психических функций по принципу "внешнее во внутреннее". Реализация данного подхода в педагогике привели к разработке внешне ориентированной по отношению к опыту ребенка "знаниевой" образовательной модели, в которой главным приоритетом являлась передачи знаний, умений и навыков по тому же принципу "внешнее во внутреннее". Данная методологическая идея и явилась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает знания и опыт. В этой модели ученику ничего не остается, как адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы учителя.

С. Л. Рубинштейн в своей работе "Бытие и сознание" предлагает иной принцип организации процесса познания - "внешнее через внутреннее" - что, с нашей точки зрения, применительно к дидактике означает, принципиально другой подход: сначала необходимо узнать особенности личностного опыта ребенка, его внутренние субъектные предпочтения, а затем разрабатывать и реализовывать на их основе образовательные технологии. Это ведет к субъект - субъектным отношениям, созданию условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными предпочтениями. Таким образом, конструируется образовательная модель, в которой процессы учения (активность ребенка) и обучения (целенаправленная деятельность учителя) взаимно согласованы.

К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной дидактике и практики образования. По нашему мнению, построение принципиально новой внутренне ориентированной дидактики, основанной на учете особенностей личностного опыта ученика и закономерностях внутренних механизмов познания, является одной из наиболее важных теоретических и практических задач педагогической психологии и педагогики.

Главным мерилом внешне ориентированной дидактики являются знания, умения и навыки. Понимая, что в конечном итоге результаты образования будут проявлены в знаниях, умениях и навыках, не уменьшая их значимости, мы считаем, что центром новой личностно-ориентированной дидактики должно стать развитие способностей и познавательных стратегий, ценностных ориентаций, личностных смыслов и я-концепции. Именно такая дидактика сделает образование личностно-ориентированным.

К ключевым понятиям личностно-ориентированной образовательной модели можно отнести:

  • Личность ребенка и педагога.
  • Личностный опыт.
  • Субъектный опыт (личностный смысл и новообразования).
  • Я-концепция.
  • Мотивация, цели и ценностные ориентации.
  • Модель мира.
  • Индивидуальная траектория познания и развития.
  • Способности.
  • Познавательные механизмы.
  • Элективная дифференциация.
  • Механизмы рефлексии.
  • Личностно-ориентированная модель образования.
  • Личностно-ориентированный образовательные технологии.
  • Познавательные стратегии ребенка.
  • Познавательный стиль ребенка.
  • Обучающий стиль учителя.
  • Индивидуальный учебный план.
  • Личностно-ориентированный урок.
  • Личностно-ориентированная проектная деятельность.
  • Личностно-ориентированная исследовательская деятельность.
  • Качественная и количественная оценка.
  • Личностно-ориентированная образовательная среда.
  • Личностно-ориентированный дидактический материал.
  • Личностно-ориентированный учебник (пособие).
  • Личностно-ориентированный тренинг.
  • Личностно-ориентированное управление образовательным учреждением.
  • Личностно-ориентированное повышение квалификации педагога.

    Разрабатываемая нами личностно-ориентированная образовательная модель строится на следующих принципах:

  • Целью обучения должно быть развитие личности.
  • Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
  • Необходимо предоставление ребенку максимально широкого выбора в образовательном процессе (содержания, вида, формы, способа, объема, темпа, индивидуальной или групповой деятельности, позиции и роли и т.д.).
  • Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона".
  • Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
  • Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
  • Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
  • В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.
  • Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни.
  • Важнее освоить научные методы познания мира, присущие конкретной области знаний, базовые законы и закономерности, ключевые инструменты, нежели, чем широкий набор фактов.
  • В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осознания, преобразования и применения знаний.
  • В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.
  • Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
  • Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия и познавательных механизмов ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).
  • Преобладание элективной дифференциации над селективной. То есть, педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса, а на третьей ступени обучения целесообразно разделение учащихся на группы по различным образовательным профилям (профилизация).
  • Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны согласовываться в процессе обучения.
  • Технологию организации урока (его этапы, составляющие отдельные микротехнологии и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, учебного профиля ребенка.
  • Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
  • В образовательном процессе необходимо обеспечить переходы в различные познавательные позиции и разнообразные роли: учитель и ученик (школьники могут выступать и в роли учителя по отношению к друг другу), мечтатель, реалист, критик (особенно в процессе создания проектов и творческой деятельности), исследователь, философ, художник (в отношении мировосприятия), с точки зрения различных областей знания, например - историк, математик, химик, физик, биолог, или с точки зрения профессиональной принадлежности - журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т.д.
  • В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.
  • Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.
  • "Вектор направленности" воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
  • Определение сущности ЛОО.
  • Выделение ключевых понятий.
  • Определение принципов ЛОО.
  • Разработка концепции психолого-педагогического взаимодействия.
  • Моделирование образовательных микро- и макротехнологий ЛОО.
  • Методологические основы развития познавательных стратегий школьников.
  • Исследование и развитие общих, специальных и универсальных познавательных стратегий школьников.
  • Моделирование специального типа урока по развитию познавательных стратегий школьников различных возрастов.
  • Развитие способы самостоятельного управления усвоением знаний учащимися.
  • Исследование и развитие обучающего стиля учителя.
  • Частные концепции и технологии реализации ЛОО в конкретных предметных областях: русский язык, литература, английский язык, изобразительное искусство.
  • Построение модели дополнительного образования на основе ЛОО.
  • Особенности управления школой в модели ЛОО.
  • Разработка воспитательной личностно-ориентирвоанной технологии на основе методики КТВ.
  • Разработка и реализация концепции и технологий повышения квалификации педагогов в модели ЛОО.

    С большинством теоретических и практических разработок вы можете познакомиться в монографии А. А. Плигина "Личностно-ориентированное образование: история и практика", а также в научно-методических сборниках.

    С уважением,
    научный руководитель ГЭП,
    к.п.н., докторант Института Общего образования
    Министерства Общего образования РФ,
    А. А. Плигин.

  • Модель, предложенная И.С. Якиманской. В исследованиях И.С. Якиманской выделены три взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования: социально-педагогическая, предметно-дидактическая и психологическая.

    Социально-педагогическая модель реализует социальный заказ общества на личность, которую необходимо образовать. Личность при этом понимается как социокультурный продукт среды и воспитания.

    Предметно-дидактическая модель традиционно связана с организацией процесса обучения.

    Психологическая модель сводится к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

    Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. В центре теоретической модели личностно-ориентированного образования стоит развитие и воспитание ребенка как человека культуры. Е.В. Бондаревская, формулируя теоретическую модель личностно-ориентированного образования, предложила следующие характеристики основных положений его парадигмы:

    Первое положение касается сущности и назначения личностно-ориентированного образования. Отмечается, что образование является не только процессом овладения знаниями, навыками, но и, прежде всего, процессом становления личности ребенка, обретения им себя, своего образа.

    Второе положение определяет отношение к ребенку со стороны педагога. В основу этих отношений положен личностно-гуманный подход, определенный Ш.А. Амонашвили. Суть данного подхода заключается в том, что в процессе воспитания педагог опирается на индивидуальность ребенка, его интересы, способности.

    Третье положение определяет человекообразующие функции. Главной человеческой функцией является гуманитарная, суть которой заключается в сохранении и восстановлении телесного и духовного здоровья ребенка. Еще одной из функций является культурообразующая, которая способствует сохранению, передаче и развитию культуры в процессе образования. В качестве следующей функции образования Е.В. Бондаревская называет функцию социализации. Эта функция обеспечивает усвоение индивидуумом социального опыта, что способствует его успешной адаптации в обществе.

    Четвертое положение определяет содержание личностно-ориентированного образования, нацеленного на удовлетворение потребностей ребенка, его существование в социуме.

    В качестве основных принципов личностно-ориентированного образования автор называет природосообразностъ, личностный подход и кулътуросообразностъ.

    Личностно-ориентированная модель, предложенная в «Концепции дошкольного воспитания». Ее основные функции: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Взрослые не подгоняют развитие ребенка к заранее известным канонам, а предупреждают возникновение возможных тупиков его личностного развития, координируют свои ожидания и требования, предъявляемые к ребенку. Тем самым они создают максимально благоприятные условия для того, чтобы


    обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ребенка. Не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности, не реализация некоего первоначально заданного замысла, а его динамическое проектирование;

    способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка, основанное на децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);

    тактика общения - сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование);

    личностная позиция педагога - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

    Анализ современных подходов к личностно-ориентированному образованию позволил выделить следующие положения:

    1. Основной целью личностно-ориентированного образования является, во-первых,
    создание условий, обеспечивающих развитие личности ребенка, его
    интеллектуального и духовного начала, во-вторых, гуманное отношение к нему.

    2. Развитие личности не должно носить насильственный характер, а иметь характер
    помощи и поддержки со стороны педагога.

    3. Личностно-ориентированное образование - это образование, которое:

    ориентировано на ребенка как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств ребенка, развития его мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей ребенка, развития его интеллекта, социальных и коммуникативных способностей;

    ориентировано на потребность общества в личности, способной к адаптации в новых социальных условиях.

    Литература:

    1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Изд-во
    Казанского университета, 1998.

    2. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и
    перспективы исследования. // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.

    3. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. - М.,
    1996.-№ 1.

    4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.
    // Педагогика. - М., 1997, № 4.

    5. Газман О. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //
    Новые ценности образования. - М., - 1995. - № 3.

    6. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

    7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.







    ДемоБрнтгосевкш]

    Контрольное задание по теме:

    «Личностно-ориентированное образование детей дошкольного возраста»

    1. Какими существенными переменами, произошедшими в последние годы в нашей
    стране, обусловлено появление гуманизации образования?

    3. Заполните таблицу основных концепций, теорий и систем личностно-
    ориентированного образования.

    4. Рассмотрите схему, дополните ее, указав, на чем должна строиться, по мнению Д. Дьюи, образовательная работа:

    Система Д. Дьюи

    5. Какие взаимодополняющие модели личностно-ориентированного образования
    выделены в исследованиях И.С. Якиманской?

    а)... б)... в)...

    6. Сопоставьте данные модели личностно-ориентированного образования с целями
    каждой из них:


    1) социально-педагогическая,

    2) предметно-дидактическая,

    3) психологическая.


    а) организация процесса обучения,

    б) реализация социального заказа

    общества на личность,

    в) признание различий в

    познавательных способностях личности.

    7. Что стоит в центре теоретической модели личностно-ориентированного
    образования Е.В. Бондаревской?

    8. Рассмотрите схему, дополните ее, указав все положения парадигмы личностно-
    ориентированного образования по Е.В. Бондаревской:

    Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской





    Человеко-образующие функции



    9. Какие принципы личностно-ориентированного образования названы Е.В. Бондаревской в качестве основных? Выберите верные ответы и отметьте их каким-либо знаком.

    Модель личностно-ориентированного обучения в коррекционной школе 8 вида

    Подготовила: Рублева Татьяна Владимировна

    Содержание

    1. Понятие личностно-ориентированного обучения (ЛОО)

    Функции лоо

    Правила построения процесса обучения в лоо

    2. Личностно-ориентированные технологии

    Коллективное взаимообучение

    3. Методологические основы организации личностно-ориентированного

    Урока

    4. Заключение

    5. Памятка для педагога

    « Модель личностно-ориентированного обучения в коррекционной школе 8 вида»

    В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

    Понятие личностно-ориентированного обучения

    Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

    Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

    Функции личностно-ориентированного обучения, т.е. образования:

    Гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество;

    Социализации предполагают обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизм реализации - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

    В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

    Оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы

    развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

    стимулировать его развитие;

    Отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

    собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

    Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

    каждого ребенка в учении, содействие их и развитию.

    Содержание личностно-ориентированного образования:

    Помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении

    собственной личностной позиции в жизни:

    Помощь в выборе значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной системой знаний,

    Выявление интересующих жизненных проблем и освоение

    способов их решения,

    Открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

    Личностно-ориентированный подход

    Личностно - ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

    К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:

    - индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

    - личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

    - самоактуализированная личность -

    человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

    - самовыражение - процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

    - субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

    - выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

    - педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением

    Основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т.е. принципы.

    Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

    Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

    Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

    Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

    Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

    Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.

    Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров - взрослого и ребенка, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия. Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:

    Если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);

    Если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай- ничего не выйдет);

    Если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

    Личностно-ориентированные технологии

    Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

    Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества.

    В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

    Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

    Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

    Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

    Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

    Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.

    Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

    Различают основные группы технологий:

    объяснительно-иллюстративные;

    личностно-ориентированные;

    Разноуровневого обучения;

    Коллективного взаимообучения

    Модульного обучения;

    Здоровьесберегающая;

    Рассмотрим некоторые личностно-ориентированные технологии:

    Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные

    способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

    Индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпера-

    менте, характере, способностях.

    Психологические характеристики (мышление, воображение, память),

    внимание, воля, чувство, эмоции.

    Опыт, включающий знания, умения, привычки.

    В книге В.В. Воронковой «Обучение и воспитание во вспомогательной школе» даётся классификация умственных способностей детей по степени усвоения учебного материала. Это помогает педагогу коррекционной школы обучать детей с разными видами умственной отсталости. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях. Учитель должен применять разноуровневое обучение. Педагог должен условно делить класс на группы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами лежащими в основе этих трудностей. Таких групп может быть от одной до четырёх. Задача учителя состоит в том, что бы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс, который растягивается на годы и становится виден, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы. Перед педагогами коррекционных школ стоит задача максимально исправить психофизические недостатки детей олигофренов. Из года в год проводится коррекционная работа по исправлению этих недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

    Коллективное взаимообучение . При работе с умственноотсталыми учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя (воспитателя) к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с умственно отсталыми учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его речевого развития.

    Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели начальных классов уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

    При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания, умения, навыки. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

    При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.

    Профессионально-трудовое обучение в школе 8 вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся,с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой- развивать недостающие способности.

    Наряду с обучающей, развивающей и воспитывающей целями урока в системе личностно ориентированного обучения важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить несколько моментов позволяющих достичь поставленных целей.1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; 2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

    Осуществляя дифференцированный подход к обучающимся, учитель включает обращённые к ученикам вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения.

    В коррекционной школе 8 вида основными предметами являются столярное дело и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей олигофренов к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы,дети получают азы специальности столяра и швеи. Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школах 8 вида это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик-это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Педагог должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы:

    Использование субъективного опыта учащегося

    Актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний

    Вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала

    Обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества

    Создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы

    Создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.

    На уроках швейного и столярного дела в коррекционной школе идет художественно-эстетическое воспитание учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. На примерах изделий из декоративно-прикладного искусства открываются широкие возможности для развития потенциала. Изготовление школьниками изделий имеет практическое применение и делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду, осмысленного выбора профессии.

    Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка можно выстроить систему глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Учащиеся затрудняются при пересказе текста. И немногие из детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами помогает развить самостоятельную письменную речь – одну из важнейших средств коммуникации школьников.

    Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что дети в школу приходят не совсем здоровыми, а в процессе обучения число здоровых детей уменьшается. Школьный фактор-это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающей технологии является приоритетным направлением в деятельности педагога. Основная цель здоровьесберегающих технологий-сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи:

    Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

    Снижение уровня заболеваемости учащихся;

    Сохранение работоспособности на уроках;

    Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

    Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

    Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, поэтому наиболее главной задачей остаётся организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

    Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая, что динамичность активного внимания детей олигофренов не превышает 20 минут, то часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости уроки нужно проводить в игровой форме. Детям нужно прививать здоровый образ жизни, для этого необходимо в работе руководствоваться следующими правилами:

    Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки использование элементов на обычных уроках;

    Привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных(соблюдения режима проветривания, протирания пыли, смена обуви);

    Проведение профилактики травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного техники безопасности;

    Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание(работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры;

    Организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни;

    Повсеместно в школах нужно открывать кабинеты здоровья, где ребёнок может отдохнуть, расслабиться.

    Нужно научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.

    Педагоги, применяющие здоровьесберегающую технологию, просто обязаны создавать благоприятный психологический климат на уроке.

    В коррекционной школе важно грамотно составить расписание уроков. Предметы с разными видами деятельности должны чередоваться.

    Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

    А теперь рассмотрим как на практике получается ЛОО.

    Методологические основы организации личностно- ориентированного урока (занятия).

    Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

    Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).

    Традиционный урок

    Личностно- ориентированный урок

    1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

    1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

    2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного вы полнения заданий

    2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

    3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

    3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала

    4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

    4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

    5. Планирует и направляет детскую деятельность

    5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

    6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

    6.Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

    7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

    7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение

    8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых

    8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

    Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

    в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

    личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

    в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

    необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

    Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными являются:

    использование субъектного опыта ребенка;

    предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

    накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

    обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

    Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

    Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

    В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности, социализации и адаптации умственноотсталых школьников к жизни.

    Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно- потребностной сфере ученика.

    Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

    Памятка

    Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии) с личностно-ориентированной направленностью:

    Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.

    Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).

    Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

    Использование проблемных творческих заданий.

    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

    Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

    Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

    Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

    При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

    Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель)распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

    Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

    В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.