Что такое орфоэпический разбор слова. Орфоэпический разбор слов Как сделать орфоэпический разбор

Термин «орфоэпия » употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;
2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция ), позиционное оглушение/озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а ], так и [ы ] ([жара] , но [жысм"ин] ).

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:
1) произношение твердого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,
2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт ] и [шн ],
3) произношение звуков [ж ] и [ж" ] на месте сочетаний жж, жд, зж ,
4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,
5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.
Школьные учебники определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.

Основные правила русского литературного произношения

В русском литературном языке в силу определенных звуковых законов (ассимиляции, диссимиляции, редукции) в словах установилось произношение отдельных звуков, их сочетаний, не соответствующее написанию. Пишем что, кого, ходил, учиться, а произносить надо [што ], [каво ], [хадил ], [учицца ] и т. д. Это и принято считать произносительной нормой литературного языка, которая устанавливалась задолго до появления правил орфоэпии. С течением времени выработались правила произношения, которые стали обязательными для литературной речи.

Важнейшими из этих правил являются следующие

1. Гласные звуки произносятся отчетливо (в соответствии с их написанием) только под ударением (поговорИ ли, хО дим, смЕ лый, бЕ лый, нО сим ). В безударном же положении гласные звуки произносятся по-разному.

2. Гласный о в безударном положении произносить следует как звук, близкий к а [вА да ], [хА рА шо ], [кА сили ], [горАТ ], а писать - вода, хорошо, косили, город .

3. Безударные е, я надо произносить как звук, близкий к и [вИ сна ], [пасИ вная ], [плИ сать ], [пИ рИ сматрели ], а писать - весна, посевная, плясать, пересмотрели .

4. Звонкие согласные (парные) на конце слов и перед глухими согласными в середине слова должны произноситься как соответствующие им парные глухие [дуП ], [гораТ ], [хлеП ], [мароС ], [дароШ ка ], [гриП ки ], [проЗ ьба ], [малаД ьба ], [реС кий ], а пишется - дуб, город, хлеб, мороз, дорожка, грибки, просьба .

5. Звук г должен произноситься как взрывной, кроме слова Бог, которое произносится с придыханием. На конце слов вместо г звучит парный ему глухой к [друК ], [книК ], [сапоК ], [моК ], а пишется - друг, книг, сапог, мог и т. д.

6. Согласные с, з перед шипящими ж, ш, ч должны произноситься как шипящие долгие [Ж жечь ], [Ж жаром ], [беЖЖ изненный ], а пишется сжечь, с-жаром, безжизненный . В начале некоторых слов сч звучит как щ [Щ астье ], [Щ ет ], [Щ итать ], а пишется - счастье, счет, считать .

7. В некоторых словах сочетание чн произносится как [канеШН а ], [скуШН а ], [яиШН ица ], [сквореШН ик ], [НикитиШН а ], [СаввиШ на ], [прачеШН ая ], а пишется конечно, скучно, яичница, скворечник, Никитична, Саввична, прачечная . В некоторых словах допускается двоякое произношение - булочная -[булоШН ая ], молочный - [молоШН ый ], но пишется только булочная, молочный. В большинстве же слов сочетание чн произносится в соответствии с написанием (вечный, дачный, прочный, ночной, печной).

8. Слова что, чтобы произносить следует как [што ], [штобы ].

9. При стечении ряда согласных - рдц, стн, стл и др. обычно один из этих звуков не произносится. Пишем:сердце, честный, лестница, счастливый , а произносим [сеРЦ е ], [чеСН ый ], [леСН ица ], [щаСЛ ивый ].

10. Окончания -ого, -его надо произносить как ава, ива [краснАВА ],[синИВА ], [кАВО], [чИВО], а писать красного, синего, кого, чего.

11. Окончания -ться , -тся (учиться, учится) произносятся как -цца [учиЦЦ А ], [смеяЦЦ А ], [встричаЦЦ А ].

12. В словах иноязычного происхождения , прочно вошедших в русский язык, согласные перед [э] (е) смягчаются: бассейн, бактерия, бюллетень, брюнет, берет, винегрет, девиз, декорация, инцидент, картотека, категория, катер, кофе, музей, Одесса, президент, ремарка, режиссер, резус, тема, теория, термин, тенор, термометр, фанера, шинель, эффект и т. п.

13. Однако в ряде случаев перед [э] (е) все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [д], [т], [н], [с], [з]: ан[тэ]нна, а[тэ]лъе, биз[нэ]с, бифш[тэ]кс, [,дэ]колъ[тэ], [дэ][тэ]ктив, ин[тэ]рвъю, ин[тэ]ръер, каш[нэ], ко[тэ]дж, о[тэ]лъ, пас[тэ]льные краски, поло[нэ]з, син[тэ]тика, со[нэ]т, [тэ]мбр, [тэ]мп, [тэ]ннис, [тэ]рмос, [тэ]ст, тос[тэ]р, компъю[тэ]р, фо[нэ]тика, цита[дэ]лъ, ше[дэ]вр.

14. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их). Пишем: Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

В ряде иноязычных слов после согласных и и пишется е , хотя произносится э (диета, гигиена, атеист, ателье, кашне, кофе, пенсне, партер), исключения: сэр, мэр, пэр. После остальных гласных чаще пишется и произносится э (поэзия, поэт, силуэт, маэстро, но: проект, реестр).

В ряде иноязычных слов после согласных, которые произносятся мягко, пишется и произносится е (музей. техникум, академия, декан, декада, одеколон, фанера, темпы).

В русских словах после ж, ш, ц произносится э , а пишется всегда е (железо, даже, шесть, тише, целый, на конце).

13. Двойные согласные как в исконно русских словах, так и словах иноязычного происхождения в большинстве случаев произносятся как одинарные (т. е. без протяженности их).

Пишем : Россия, русский, одиннадцать, общественный, сделанный, аккорд, аннулировать, аккомпанемент, ассистент, аккуратно, баллон, суббота, грамм, грипп, класс, корреспондент, теннис и т. д., а произносим эти слова без удвоения этих согласных, за исключением немногих слов, в которых и пишутся и произносятся удвоенные согласные (ванна, манна, гамм и др.).

Орфоэпический разбор слова

Орфоэпический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.
2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.
3. Произнести слово правильно. (Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Образец орфоэпического разбора.

Краси"вее - ударение только на втором слоге.
Коне"чн о [шн ].
купе" [ пэ "] нескл., существительное.

Школьная программа по русскому языку включает в себяорфоэпический разбор слова, который к тому же часто выносят и в качестве одного из аттестационных заданий (ЕГЭ, ГИА). Значит, следует хорошенько разобраться во всех премудростях этого анализа словоформ, что мы и попробуем сделать в этой статье.

Что такое орфоэпия

Отступление от выработанных норм литературного языка в наши дни воспринимается как признак невысокой не только речевой, но и общей культуры, поэтому знание правил орфоэпии приобретает особенную актуальность. Упомянутая наука изучает нормы звукового оформления значимых единиц в словах и нормы ударения. Кроме того, она вырабатывает произносительные правила и рекомендации. А значит, орфоэпический разбор слова подразумевает анализ особенностей его произношения и уточнение ударения.

В нашем языке исторически сложилось множество нюансов в произношении сочетаний некоторых букв, не соответствующее их написанию, и это необходимо учитывать каждому носителю языка, желающему говорить правильно.

Выполняя задание, предполагающее орфоэпический разбор слова, не полагайтесь только на свой языковой опыт, так как в повседневной речи многое произносится не в соответствии с предложенными правилами. В таких ситуащиях следует обращаться к словарю.

Как правильно проводить разбор слова

Прежде чем начать орфоэпический разбор слова, его следует прочитать вслух и обдумать возможности произношения (для этого, повторимся, лучше всего воспользоваться словарем). Затем слово записывают и дают к нему пояснения. Например: понял`а - ударение всегда находится на третьем слоге.

Во время разбора слова нужно не забывать о несоответствии в русском языке произношения звуков с буквами, которые их обозначают. Так, гласные о и е ясно произносятся только в ударной позиции, в других случаях мы говорим: а или и. Звонкие согласные, стоящие на конце слова, а также в середине, перед глухими согласными, произносятся глухо. Например: пересказ (п[и]р[и]ска[с]).

В некоторых словах орфоэпические нормы предполагают наличие непроизносимых согласных: сердце (се[рц]е), чувство (ч[уст]во) или праздник (пра[зн]ик) и т. п. Во время разбора таких слов, следует указывать особенности произношения этих сочетаний.

Пример полного орфоэпического разбора

Для того чтобы лучше представить процесс, давайте проведем орфоэпический разбор слова «диалогом». Он будет включать в себя:

1) орфографическую запись слова;

2) указание ударения в слове;

3) указание особенностей произношения некоторых звуков;

Вот как это будет выглядеть в записи:

Диал`огом - ударение падает только на 3-й слог, последний слог произносится [ам], всего 4 слога: ди-а-ло-гом; рекомендованный перенос: диа-ло-гом.

Но в задании может потребоваться не только орфоэпический разбор слова «диалогом», но и его фонетический анализ, тогда следует продолжить так:

  1. Фонетическая транскрипция: [д"иал`огам];
  2. Характеристика звуков в слове:

д [д"] - согласный, мягкий (парн.), звонкий (парн.);

и [и] - гласн., безударный;

а [а] - гласн., безударный;

л [л] - согл., твердый (парн.), звонкий (непарн.), сонорный;

о [о] - гласн., ударный;

г [г] - согласн., твердый (парн.), звонкий (парн.);

о [а] - гласн., безударный;

м [м] - согласн., твердый (парный), звонкий (непарный), сонорный.

3. В слове 8 букв и 8 звуков.

О чем следует помнить при фонетическом разборе слова

Фонетический и орфоэпический разбор слова опираются в первую очередь на произношение звуков. А значит, нужно помнить некоторые особенности этого в русском языке. Так, например, буквами е, ё, ю, я, стоящими после гласных, обозначаются 2 звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Сочетание согласных в союзах «чтобы» и «что» произносится как [шт]. В некоторых словах с сочетанием чн, оно произносится как [шн] - их нужно запомнить. В качестве примера приведем лишь некоторые: ску[шн]о, коне[шн]о или Никити[шн]а

В заимствованных словах согласные, стоящие перед е, чаще всего произносятся мягко: [т"]ермин. Но есть слова, где это правило не действует: купе, отель, свитер, панель, ателье. В каждом из них согласный перед е звучит твердо.

В окончаниях -тся и -ться (смотрится, смотреться) произносится удлиненный звук [ц] смотрит[цц]а, смотре[цц]а.

Пример разбора слова «кулинария»

Чтобы закрепить материал, давайте сделаем орфоэпический разбор слова «кулинария».

Кулинария - ударение падает только на 4-й слог; звук [и] во 2-м слоге редуцированный [ь]; в слове 5 слогов: ку-ли-на-р`и-я; рекомендованные переносы: кули-на-рия. Фонетическая транскрипция: [кул"ьнар"ий"а]. В слове 9 букв и 9 звуков.

Если будет необходимость в характеристике звуков, обязательно укажите для согласных парность или непарность по глухости/звонкости, а также по твердости/мягкости. Вы, наверняка помните, что в нашем языке имеются непарные мягкие согласные, к которым относятся звуки [й"], [щ"] и [ч"]. К непарным твердым, в свою очередь относятся: [ж], [ц] и [ш].

Всегда глухими считаются [х], [х"], [ч], [ц], [ш]. А к непарным звонким относят [л], [л"], [н], [н"], [м], [м"], [р], [р"], [й"].

Орфоэпический разбор слова «центнер»

Теперь проведем такой же разбор слова «центнер». Оно довольно сложно в произношении, так как приходится помнить и о том, где правильно поставить ударение. Давайте посмотрим в словарь!

Ц`ентнер - ударение падает только на 1-й слог; последний слог произносится: [н"ир]; в слове 2 слога: цент-нер. Фонетическая транскрипция: [ц`энтн"ир].

Делая фонетический разбор данного слова, помните, что звук [ц] является непарным глухим и непарным твердым звуком, а буквой е в этом слове обозначается звук [э]. Звуки же [н"] и [р] не только непарные звонкие, но и сонорные (в их образовании тон голоса преобладает над шумом). В слове «центнер» 7 букв и 7 звуков.

Надеемся, предложенные варианты разбора слов помогут вам сориентироваться при выполнении заданий. Удачи!

Исторические моменты развития языка, формирование системы норм и правил написания и произношения слов подразумевают присутствие факторов, приводящих к появлению определенных специфических особенностей произношения и постановки ударения. Владение языком включает наличие грамотной не только письменной, но и устной речи, что обусловливает определенный механизм контроля.

Нормы произношения

Произношение гласных, звонких и глухих согласных, а также постановку ударения изучает наука орфоэпия. Она включает в себя совокупность определенных правил, необходимых для грамотного владения устной речью, сохранения единообразия звукового оформления, порядка реализации звуковых единиц. Орфоэпический разбор – составная часть данной науки, инструмент, направленный на поддержание системы единых норм произношения в литературном языке, дополнение фонетического разбора, анализирующие произношение и постановку ударения.
Особенностью, усложняющей данный разбор, является то, что в языке присутствует несоответствие произношения звуков с обозначаемыми их буквами как в большую, так и в меньшую сторону.
Таким образом, орфоэпический разбор направлен на выявление следующих проблем орфоэпии:

  • особенности ударения;
  • особенности произношения согласных и групп согласных;
  • особенности произношения заимствованных слов;
  • варианты произношения собственных имен;
  • варианты в произношении некоторых грамматических форм;
  • произношение отдельных сочетаний звуков;
  • интонация, имеющая значение для устной речи;
  • стили произношения.

Алгоритм орфоэпического разбора

Для определение особенностей слова необходимо осуществить его разбор, состоящий из следующих этапов:

  • прочтение разбираемого слова вслух и обдумывание возможного произношения;
  • записывание слова, составление его транскрипции;
  • подсчет количества слогов и указание ударного;
  • написание звуковой транскрипции для каждой буквы;
  • для согласных звуков обозначение: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, для гласных - ударный или безударный;
  • подсчет количества букв;
  • подсчет количества звуков.

Среди лингвистических разборов самый, наверное, короткий – это орфоэпический разбор, отражающий нормативное произношение слова. О том, что такое орфоэпия, как правильно произносить слова и выполнить орфоэпический разбор – говорим ниже.

Что такое орфоэпия

Кроме теоретических лингвистических дисциплин, изучающих различные единицы языка в их развитии или в сопоставлении с единицами других языков, существуют и практические разделы – своды правил. Это орфография, пунктуация и орфоэпия. Первая изучает правописание, вторая – постановку знаков препинания, последняя же – правильное произношение.

Произносительная норма включает в себя правильное ударение и соблюдение правил произношения. Например, звонкий согласный на конце слова оглушается (луга – лу[к]) , С перед мягким зубным согласным смягчается ([с’]тихи) и т.п.

Где узнать правильное произношение слова

Произносительная норма отражена в орфоэпическом словаре.

Надо заметить, что, если письменная норма очень устойчива и не меняется иногда веками (что написано пером, не вырубишь топором), то произносительная норма гораздо более подвижна; она сравнительно часто меняется. Примером может служить пресловутый “йогУрт” – эта норма существовала в 50-е годы, а теперь воспринимается как новейшая и “дикая”.

Поскольку произношение меняется так часто, лучше пользоваться новым словарем. Орфоэпические словари онлайн есть в интернете, но лучше выбрать среди них наиболее авторитетные.

Как выполнить орфоэпический разбор

Орфоэпический разбор слова, хотя и напоминает фонетический, все же не совпадает с ним и преследует другие цели. Он призван отразить правильное произношение слова, то есть указать “ошибкоопасные места”.

Безошибочно произносить слова, ставя правильные ударения, – это признак грамотного культурного человека; по тому, произносит ли человек «жАлюзи» или «жалюзИ», можно судить об уровне его образованности.

Иногда просят начинать орфоэпический разбор с транскрипции, но это часто не требуется. Обычно нужна лишь частичная транскрипция.

В разбираемом слове необходимо поставить ударение, а затем посмотреть, нет ли в слове изменения звуков в связи с каким- то фонетическим процессом

Например, оглушения согласного на конце. Если есть, необходимо отразить это в разборе с помощью частичной транскрипции. Допустим, так: катало´[к] .

Важно отметить также редукцию, то есть изменение гласного в безударной позиции (изменение качества гласного - звук на себя не похож).

Важны и те случаи, когда в слове имеется отклонение от обычного произношения. К примеру, те слова, которые заимствованы давно и обрусели, произносятся по общему правилу: перед буквой Е произносится мягкий согласный или непарный твердый: пар[к’]ет, ба[л’]ет . Но если слово пришло в наш язык недавно, произношение может быть «нерусское»: со[нэ]т . Это также необходимо отметить при разборе.

При выполнении разбора не стоит опираться на собственный опыт, так как он может оказаться ошибочным. Надо воспользоваться орфоэпическим словарем.

Пример орфоэпического разбора слова

Мусоропрово´[т]; у слова имеется второе, факультативное, ударение на первом слоге и основное - на пятом слоге; редуцированные гласные - вторая, третья и четвертая.

Что мы узнали?

Орфоэпический разбор слова - это разбор, отражающий правильное произношение слова. Необходимо указать ударение и особенности произношения, если они есть, а также проходящие в нем фонетические процессы. При выполнении орфоэпического разбора необходимо пользоваться словарем, отдавая предпочтение наиболее новым и авторитетным.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 110.